КИНО - ЯЗЫК СОГЛАСИЯ

Дискуссионная кинопрограмма для детей и подростков
Январь 2016–декабрь 2017 c 10:00 до 16:00
Автор: Ахмедзянова Ольга Николаевна – Руководитель Отдела медиаобразования "Пермкино", педагог
Целевая аудитория: 1–11 классы

Отдел медиаобразования КГАУК «Пермкино»

КИНО – ЯЗЫК СОГЛАСИЯ

Культура межнациональных отношений.
Дискуссионная кинопрограмма для детей и подростков.
    
Проблемы «инаковости», противостояния культур и цивилизаций, разногласий межнационального и межконфессионального характера сопровождали народы на протяжении всей истории человечества. Однако в современном глобальном мире, в котором становится тесно в связи с быстрым ростом населения Земли, многократно увеличиваются миграционные процессы и всё больше обостряется битва за ресурсы, лидерство, власть.

Отголоски глобальной конкуренции добираются до школ и даже детских садов, куда приходят дети мигрантов и совершенно нечаянно становятся катализаторами проявлений нетерпимости, жестокости, издевательств не только со стороны одноклассников.

Зачастую причинами конфликтов (в том числе межнациональных) в образовательных учреждениях становятся  возрастные особенности и психологические проблемы детей. Проще увидеть в другом причину своих неудач, чем совершать нелёгкий труд работы с самим собой.

Кроме того, на протяжении нескольких десятилетий мы поистратили связи, позволявшие осознавать собственную национальную и культурную идентичность. Это не могло не отразиться на молодом поколении. Не уважающий свою культуру и историю человек не будет уважать культуру и историю другого человека.

Самые страшные последствия подобных явлений – набирающие силу экстремизм и терроризм, не обошедшие нашу страну. Шокирующие сообщения об участии в деятельности ИГИЛ наших соотечественников, среди которых обнаруживаются российские студенты, будоражат общество. Наверное, мы слишком хорошо знаем, чем всё это заканчивается: ещё живы свидетели Великой Отечественной и второй мировой войны, не понаслышке знающие, что такое нацизм, геноцид и холокост.

Таким образом, задачи установления межнационального и межконфессионального согласия, воспитания толерантности, уважительного отношения к представителям других культур, становление собственной национальной и культурной идентичности приобретают всё большую актуальность.

Несомненно, в каждом образовательном учреждении на решение этих задач направлены усилия всего коллектива. Отдел медиаобразования КГАУК «Пермкино» выражает готовность не только поддержать педагогов, но и предложить дискуссионную программу «Кино – язык согласия», способствующую становлению российской идентичности, воспитанию патриотизма и формированию уважительного отношения к культуре, религиозным верованиям, традициям и обычаям народов, живущих в России, в Перми и Пермском крае.

Кино – незаменимый инструмент для решения обозначенных выше проблем и задач. Фильмы становятся поводом и материалом для диалога, для обсуждения острых вопросов, для размышления, понимания и формирования личной активной позиции.

Программа рассчитана на широкую зрительскую аудиторию: воспитанников дошкольных учреждений, учащихся всех классов общеобразовательных школ, студентов.

Программа состоит из нескольких блоков, логика построения которых очень проста: от понимания единства и культурного разнообразия народов, живущих в Перми и Пермском крае, от видения единства мира и человека к обсуждению сложных проблем современного глобального мира.

Тематика блоков

Для дошкольников – «Гора самоцветов», для учеников 1-2-х классов – «Азбука маленького гражданина», для учеников 3-4-х классов – «Детство: среда обитания», для учеников 5-6-х классов – «Диалог культур», для учеников 7-8-х классов – «Другие», для учеников 9-11-х классов и студентов – «Полифония мира». Краткое содержание каждого из блоков и фильмография - ниже.

Встречи в рамках дискуссионной кинопрограммы проводятся в киноцентре «Премьер» (ул. Пионерская, 17), а при наличии необходимых технических условий могут быть проведены и в образовательном учреждении.

Стоимость билетов на кинопоказы – 80 руб.

Контактная информация для заявок: Ахмедзянова Ольга Николаевна, руководитель отдела медиаобразования КГАУК «Пермкино», (342) 241-34-77, 247-12-49, 8-904-8468-896, kresena@yandex.ru.

КИНО – ЯЗЫК СОГЛАСИЯ

Тематические блоки дискуссионной кинопрограммы по культуре межнациональных отношений.

ГОРА САМОЦВЕТОВ (0+).
Тематическая кинопрограмма для детей дошкольных учреждений
(старшая и подготовительная группа).

Цель: показать единство и культурное разнообразие народов, живущих в разных странах, в России, в Перми и Пермском крае.

Содержание.
 
Малыши.
В мире живут малыши с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, в разных климатических условиях и культурной среде, но все они нуждаются в помощи и защите, все имеют равные права, которые надо уважать.

Фильмография занятия
«Малыши» (реж. Томас Бальмес, Франция, 2010, цитата из фильма 10 мин.), «Смешарики. Азбука прав ребёнка», «Смешарики. Азбука дружелюбия».

Сказки народов России.
Гора самоцветов: народы России и их сказки. В сказках могут быть разные герои, разный язык, разные имена, слова, названия вещей, но каждый народ с помощью сказок учит детей схожим правилам, проявлению важных качеств (доброта, взаимовыручка и т.д.), умению ценить и беречь одинаковые вещи (природа, дом, семья, дружба)

Фильмография занятия
«Гора самоцветов» (анимационный проект, Россия, 2006-2015). «Колыбельные народов мира» (анимационный проект, Россия).

Мы – пермяки.
Исследование: что объединяет всех жителей Перми?
Фильмография занятия
«Глазами животных» (фильм из киноальманаха «Признание в любви», реж. Виктор Семёнов, Россия, киностудия «Новый курс», 2013, 10 мин.), «Мульти-Россия» (цикл мультфильмов о разных регионах России, Россия, 2006-2009), «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (Константин Березовский, СССР, 1966, цитата из фильма 10 мин.).

Коренные народы Пермского края.
Коми-пермяки и коми-язьвенцы. Герои коми-пермяцкого эпоса.

Фильмография занятия
«Сказ о Пере богатыре» (мультфильм по коми-пермяцким сказаниям, реж. Леонид Кощеников, «Пермьтелефильм», 1988, 10 мин.), «В краю легенд» (документальный фильм, реж. Михаил Заплатин, 1986, цитата из фильма 10 мин.).

АЗБУКА МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА (0+).
Тематическая кинопрограмма для учащихся 1-2 классов.
    
Цель:
показать единство окружающего мира и человека;
формировать понимание влияния поступков человека на его здоровье, безопасность, отношения с другими людьми и в целом на окружающий мир;
способствовать формированию основ гражданственности.

Содержание.    

Мир вокруг.
Природа, люди, вещи, события: разнообразие, единство и взаимовлияние.
Исследование: как поступок человека может изменить мир вокруг?
Фильмография занятия
«Силы природы» (документальный фильм, реж. Джон Магуайр, ВВС, 2002, цитата из фильма 7 мин.), «Чудеса среди бела дня» (мультфильм, реж. Михаил Каменецкий, СССР, 1978, 18 мин.), «Новогоднее приключение двух братьев» (мультфильм, реж. Галина Беда, Россия, 2004, 17 мин.).

Мир во мне.
Чувства и эмоции. Влияние чувств и эмоций на состояние, поведение, поступки человека.
Фильмография занятия
«Девочка со спичками» (мультфильм по одноимённой сказке Г.Х. Андерсена, реж. Ирина Кодюкова, Беларусь, 1996, 10 мин.), «Звёздный мальчик» (художественный фильм-сказка по произведению Оскара Уайльда, реж. Анатолий Дудоров, Евгений Зильберштейн, СССР, 1957, цитата из фильма 30 мин.).

Уроки доброты и здоровья.
Исследование: как доброта связана со здоровьем, безопасностью и экологией?
Фильмография занятия
«Мальчик и лягушонок» (мультфильм по рассказу Н. Сладкова, реж. Владимир Дудкин, СССР, 1989, 7 мин.), «Валидуб» (мультфильм, реж. Дмитрий Бабиченко, СССР, 1952, 21 мин.), «Волшебное лекарство» (мультфильм, реж. Роман Качанов, СССР, 1982, 9 мин.).

Моя семья.
Исследование: почему говорят «моя семья – моя крепость»?
Фильмография занятия
«Папа, мама и золотая рыбка» (мультфильм, реж. Валентина Костылева, СССР, 1976, 8 мин.), «Кукла рождественской девочки» (художественный фильм по рассказу Юлии Насветовой, реж. Людмила Ролдугина, Россия, 2010, 16 мин.), «Два отца и два сына» (документальный фильм, Россия, Пермь, 2015, 20 мин.).

Мы живём в России.
Исследование: что означает быть гражданином?
Фильмография занятия
«Детство Ратибора» (мультфильм по мотивам исторического романа В. Иванова «Русь изначальная», реж. Роман Давыдов, СССР, 1973, 19 мин.), «Солдатская лампа» (мультфильм, реж. Кирилл Малянтович, СССР, 1984, 7 мин.).

Мой город Пермь.
Исследование: что мы можем рассказать о Перми и Пермском крае своим друзьям из других регионов России?
Фильмография занятия
«Я здесь живу» (документальный проект о территориях Пермского края).

ДЕТСТВО: СРЕДА ОБИТАНИЯ (6+).
Тематическая кинопрограмма для учащихся 3-4 классов.

Цель:
- показать условия жизни детей в разных ситуациях, социальных группах, в регионах России и в других странах;
- развивать способность сопереживать, сострадать, оказывать помощь и поддержку.

Содержание
Человек, гражданин, общество. Право, свобода, ответственность, уважение,  патриотизм.
Люди с ограниченными возможностями.
Культура и традиции народов России и Пермского края.
Жизнь детей в Перми, Пермском крае, в других регионах России и в других  странах.
Бедность, детский труд, миграция и мигранты, особенности жизни в деревне и городе.

Фильмография занятий

Документальные фильмы:
«До войны я был маленьким» (реж. А. Булгакова, Д. Федорин, Россия, 2006, 26 мин.), «Mono Лиза» (реж. Яна Конофальская, Россия, 2009, 13 мин.), «О любви» (реж. Тофик Шахвердиев, Россия, 2003, 26 мин.), «Малочисленные народы России» (документальный сериал, Россия, 2007, фильмы по 25 мин.),     «Почтовая лошадь» (реж. Андрей Головнёв, Россия, 2008, 36 мин.), «Круто! Дети рассказывают свои истории» (документальный сериал о детях и подростках из разных стран), «Поиграем!» (серия фильмов об играх детей 7-12 лет из разных стран).

Художественные фильмы
Рафики (реж. Кристиан Ло, Норвегия, 2009, 79 мин.).

ДИАЛОГ КУЛЬТУР (6+).
Тематическая кинопрограмма для учащихся 5--6 классов.

Цель: способствовать осознанию ценности культурного и национального разнообразия России, Перми и Пермского края, воспитанию терпимого отношения к представителям разных религий, национальностей и этнических культур.

Содержание

Россия – страна многих наций, многих культур, многих языков.
Этнический состав населения Перми и Пермского края.
Особенности, культура и традиции основных мировых религий. Конфессиональный портрет Прикамья.
Миграция и мигранты. Причины миграции. Проблемы мигрантов, участие детей и подростков в их решении.

Фильмография занятий

Документальные фильмы:
«Маратовна и её дети» (реж. Владимир Пономарёв, Россия, 2010, 44 мин.), «Малочисленные народы России» (документальный сериал, Россия, 2007, фильмы по 25 мин.),     «Старухи» (реж. Галина Красноборова, Россия, Пермь, 2015, 25 мин.), «Девять забытых песен» (реж. Галина Красноборова. Пермь, Россия, 2008, 19 мин.), «Легенда об исчезнувшем народе» (реж. Алексей Романов, Россия, Пермь, 2003, 30 мин.), «Стефан Пермский. Огнём и словом» (реж. Сергей Лепихин, Россия, Пермь, 2015, 29 мин.), «Я здесь живу» (документальный проект Александра Романова), «Под звездами стоял мой дом» (реж. Аннелоор ван Хеемстра, Нидерланды, 2014, 21 мин.) и др.

Анимационные фильмы:
«Чудотворец» (реж. Дерек В. Хэйес, Станислав Соколов, Россия, Великобритания, 2000, 90 мин.), «Рождество» (реж. Михаил Алдашин, Россия, 1996, 14 мин.), «Пророческие истории» (серия мультфильмов об исламе) и др.

Художественные фильмы:
«Маленький Будда» (реж. Бернардо Бертолуччи, Италия, Франция, Лихтенштейн, Великобритания, 1993, цитата из фильма 60 мин.), «Рафики» (реж. Кристиан Ло, Норвегия, 2009, 79 мин.) и др.

ДРУГИЕ (12+).
Тематическая кинопрограмма для учащихся 7--8 классов.

Цель:
- способствовать осознанию своей национальной идентичности и воспитанию терпимого отношения к представителям разных национальностей и этнических культур;
- формировать мотивацию на конструктивное решение задач установления межкультурного, межнационального и межконфессионального согласия.

Содержание

Этнос, народ, нация, раса: различение понятий и определений. Организация объединённых наций. Уважение принципа равноправия и самоопределения народа (нации).
Религии, цивилизации, государства в условиях глобализации современного мира.
Уроки истории: расизм, геноцид, нацизм, терроризм.
    Межкультурное, межнациональное, межконфессиональное согласие как условие безопасности жизни и сохранения мира.

Фильмография занятий

Документальные фильмы:
«Дыхание тундры» (реж. Михаил Горобчук, Россия, 2012, 26 мин.), «Быкобой» (Анатолий Балуев, Россия, 2000, 53 мин.), «Жесты... Примирение» (реж. Чингиз Расулзаде, Россия, 2005, 10 мин.), «Малыши» (реж. Томас Бальмес, Франция, 2010, 76 мин.), «Дорога в один конец. Путешествие туарегов» (Фабио Карамаски, Италия, 2011, 52 мин.), «Школьный обмен - исламская школа» (реж. Ингеборг Янсен, Нидерланды, 2003, 15 мин.), «Школьный обмен - свободная школа» (реж. Ингеборг Янсен, Нидерланды, 2003, 15 мин.), «Школьный обмен - христианская школа» (реж. Ингеборг Янсен, Нидерланды, 2003, 15 мин.), «Форпост» (реж. Михаил Шадрин, Украина, 2007, 52 мин.), «Моя родня» (реж. Родион Исмаилов, Россия, Азербайджан, 2012, 63 мин.), «Граждане Беслана» (Вадим Цаликов, Тамина Туаева, Россия, 2005, 52 мин.) и др.

Художественные фильмы:
«Миссия «Евровидение» (реж. Мартин Миэ-Ренар, Дания, 2013, 95 мин.), «Повелитель мух» (реж. Питер Брук, Великобритания, 1963, 92 мин.), «Выживая с волками» (реж. Вера Бельмон, Франция, Бельгия, Германия, 2007, 118 мин.) и др.

ПОЛИФОНИЯ МИРА (16+).
Тематическая кинопрограмма для учащихся 9--11 классов и студентов.

Цель:
развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Содержание
Нормы, принципы и требования общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.).
Нацизм, геноцид, расизм как последствия дегуманизации общества.
Этика и культура межнациональных и межконфессиональных отношений.
Идентичность человека, народа, социальной группы.
Миграция: причины, проблемы, задачи и решения.
Партнёрство и сотрудничество в современном мире.
Диалог как условие взаимопонимания и конструктивного взаимодействия.

Фильмография занятий

Документальные фильмы:

«Ночь и туман» (реж. Ален Рене, Франция, 1955, 39 мин.), «Дети из бездны» (реж. Павел Чухрай, Россия, 2002, 56 мин.), «Коран» (Энтони Томас, США, 2008, 94 мин.), «Честен на 99%» (реж. Руне Денстад Ланглу, Норвегия, 2008, 74 мин.), «Граждане Беслана» (реж. Вадим Цаликов, Тамина Туаева, Россия, 2005, 52 мин.), «Адская машина. Сон смертницы» (реж. Расим Полоскин, Россия, 2009, 52 мин.), «Последний еврей» (реж. Борис Караджев, Россия, 2003, 26 мин.), «Симфония Киншасы» (реж. Клаус Вишман, Мартин Баэр, Германия, 2010, 95 мин.), «Юный Фрейд из Газы» (реж. Пеа Холмквист, Сюзан Кардалиан, Швеция, 2008, 58 мин.) и др.    

Художественные фильмы:
«Писатели свободы» (реж. Ричард ЛаГравенес, Германия, США, 2006, 123 мин.), «Список Шиндлера» (реж. Стивен Спилберг, США, 1993, 187 мин.), «Незнакомка среди нас» (реж. Сидни Люмет, США, 1992, 105 мин.), «Мусульманин» (реж. Владимир Хотиненко, Россия, 1995, 110 мин.), «Семь лет в Тибете» (реж. Жан Жак Анно, США, 1997, 131 мин.) и др.