ЖИЗНЬ КАК ИСКУССТВО

Программа дискуссионного клуба
Январь 2016–декабрь 2017 c 10:00 до 16:00
Автор: Полищук Сергей Васильевич – Медиатьютор Отдела медиаобразования, культуролог, психолог
Целевая аудитория: 1–11 классы

Программа дискуссионного клуба

«ЖИЗНЬ КАК ИСКУССТВО»

Пояснительная записка

В современном школьном образовании все больше входит такой формат вне учебной деятельности как дискуссионный клуб. Появились совершенно различные форматы дискуссионных клубов. Это и клубы, где происходит обсуждение общественно-политических проблем, где каждый участник может высказать свое мнение по тем или иным вопросам. Это могут быть кино-клубы, которые объединяют учеников на основе любви к этому виду искусства, его созданию.

Форм дискуссионных клубов существует достаточное количество, но то, что объединяет все эти формы это свободное исследование на основе личного интереса, где каждый участник может быть самим собой и высказывать свою мысль не в русле социальной желательности, а от своей жизненной позиции. Мне кажется это очень важно и необходимо создавать подобное  дискуссионное пространство в стенах школы. Оно обладает большим исследовательским, коммуникативным, личностным потенциалом развития. Здесь отрабатываются мета предметные умения учеников на практике.

В этой программе дискуссионного клуба мне хотелось бы сместить с познавательных целей организации дискуссионного клуба больше на личностные и коммуникативные мета предметные умения, а соответственно заявить его новый формат проведения – дискуссия с элементами тренинга и рефлексии. Почему это важно? Дело в том, что в современной педагогике все больше идет речь о формировании субъектной позиции ученика (сознательность, осознание свободы выбора, ответственности, своей уникальности), но работы ребенка со своим субъективным миром не происходит, либо она происходит стихийно и, как правило, в стенах школы не проводится.

 В школе в основном важно соблюдать порядок и регламент в высказываниях, мыслях и действиях. У нас нет в занятиях пока практики осознания своих чувств,  жизненных смыслов, спонтанности и открытости к творчеству, которые бы можно было бы выразить, не боясь оценки со стороны взрослых и сверстников. А именно через эти условия происходит осознание себя как творца собственной жизни, своего образовательного трека, осознание насколько конструктивно я действую в своей жизни. 

Цель работы клуба: создание условий самопознания и освоения своего субъективного мира, осознания своей субъектной позиции учениками.

Задачи работы клуба:

  • формирование интереса к исследованию, самопознанию и развитию себя как личности;
  • осознание себя в мире, своих ценностей, смыслов и ролевого репертуара, который применяется во взаимодействии с миром;
  • поиск и формирование конструктивного способа отношения с собой и окружающими людьми;
  • формирование навыка делать осознанный выбор и нести за него последствия;
  • осознание своих жизненных целей, спонтанности как жизненной энергии, ресурсов личности и формирование умения превращать их в творческое действие во взаимодействии с миром;
  • формирование осознания своей жизненной позиции и рефлексии. 

Специфика работы модератора: запрет на авторитарный подход в процессе практик и дискуссий, использование метода диалога, не насилия к формирующейся субъектной позиции ученика, психологическая компетенция в работе с чувствами учеников, создание условий контролируемой спонтанности и креативности.

Формы и методы: дискуссия, дебаты, диалог, социодрама на основе текста (фильм, высказывание философа, отрывок из литературного текста, жизненной ситуации). Важный момент дискуссионных встреч - постановка целей, формирование искреннего личностного запроса и обсуждения полученного результата.

Риски: отсутствие добровольного участия детей в дискуссионном клубе.

Результаты:

  1. развитие навыков рефлексии, формулирования своей жизненной позиции чувств, ценностей и смыслов в различных ситуациях.
  2. Осознание ролей, которые играют в жизни, личностных ценностей и смыслов,
  3. формирование творческого, свободного  отношения в процессе взаимодействия с людьми своей жизненной и образовательной траектории, способность
  4. Формирования навыка, вдумчивого неторопливого исследования текста, будь это литературный сюжет, фильм, картина и т.д.
  5. Расширения гуманитарной культуры, личностных знаний о себе и мире.

Материальные продукты деятельности детей: эссе, организованные детьми дебаты, дискуссии, и проекты.

Регулярность занятий: два академических часа в неделю. Почему это важно? Существует определенная динамика развития группы при организации, какого-либо события. В данной работе важно глубокое, неформальное погружение в процесс. Два академических часа это минимум, который позволяет группе достичь комфорта и доверия, чтобы произошел эффект личностных высказываний.  Если этого эффекта не будет, то работа будет поверхностной, и мы не достигнем результатов.

Объем часов на академический год: 28 часов[1]

Возраст детей:  8-11 классы, при этом разделить на две группы 8-9 и 10-11 классы.

Примерное тематическое планирование

Особенностью данного тематического планирования является, то, что оно примерное, так как оно представляет собой каркас, на основе которого будет строиться более конкретная программа встреч. Совместно с детьми мы должны подобрать самые важные для них темы обсуждения, которые, потом мы распределим по датам встреч. Это делается для того, чтобы участники клуба брали ответственность на себя в процессе организации встреч, учились планировать встречи.

Общая метафора деятельности клуба - «Путешествие»

Темы встреч

Продукт деятельности

Количество часов

1

Знакомство и встреча

Знакомство и введение в деятельность

Формулирование общей цели деятельности клуба на 2015 -2016 г

2 часа

2

Самоопределение

Презентация себя через ролик, фотографию, музыкальный трек и т.д.

Презентация участника группы

4 часа

3

Действие

Знакомство с различными форматами обсуждения с применением фильма, картина, ролевая игра с притчей и жизненной ситуацией.

Социодрама, ролевая игра, дискуссия на основе фильма, написание эссе

10 часов

4

Действие

Знакомство и технология отработки  дебатов на основе афоризмов философов, произведений живописи, литературных текстов, притч.

Организация и проведение дебатов

6 часов

5

Оценка и рефлексия

Рефлексия о своей деятельности в клубе

 

Написание эссе

 

4 часа

6

Прощание и планирование новых встреч

Совместная разработка реализация ценностного ритуала завершения работы клуба в 2016 году

Завершающий ритуал

2 часа

7

Всего

28 часов

Содержание программы

Организация работы в дискуссионном клубе имеет свою метафору. Это метафора путешествия.  Прежде чем отправиться в путь нам необходимо пройти несколько стадий.

1) Знакомство и встреча. Встреча рассматривается как установление контакта и доверия в психологическом смысле. Как ни странно для плодотворной работы нам необходимо все новое установление контакта и встречи. Важно, чтобы произошла встреча не в рамках ролей учитель –ученик, а встреча предполагает целостное отношение друг к другу и включение различного ролевого репертуара.

 2) Самоопределение.  Важно определиться с целями и маршрутом движения. Программа направлена на то, чтобы актуализировать у детей чувство свободы, возможности и способности ставить цели и творчески достигать их. В данном случае нам необходимо разработать темы встреч, которые мы будем исследовать и обсуждать, какие проекты будем делать.  Опыт проведения дискуссионных клубов подсказывает, что у детей, как правило, есть темы, которые они хотели бы обсудить. Порой эти темы связаны непосредственно с личностным развитием учеников. Эти темы важно не пропустить и принять во внимание. В данном случае эффект от работы будет, если руководитель клуба будет занимать позицию фасилитатора.

3) Действие. Проявление своей жизненной позиции на основе своих ценностей и смыслов в тех или иных ситуациях, которые появляются на пути. Ситуации могут быть реальные, учебные и моделируемые. Как правило, проходя возникшие трудности, происходит приобретение новых компетенций. Эта стадия предполагает непосредственно расширение кругозора учеников, отработка коммуникативных умений. Навык фиксации, оценки и интерпретации своих чувств. Освоение инструментов  победы в дискуссиях и дебатах. 

4) Оценка и рефлексия. Важно подвести итог нашему путешествию. Определить какие знания, навыки, компетенции нам удалось приобрести в путешествии. Что научился делать  за этот учебный год. Каким образом будут  применять полученные навыки? Каких знаний, умений, навыков недостает.

5) Прощание и планирование новых встреч. Важно в конце путешествия правильно расстаться. Чтобы общение и работа были завершенными необходимо высказать все, что еще не сказал и сделать то, что еще не сделал. Постановка новых целей и задач на будущее.

Оплата за реализацию программы

1.По стоимости билета. Если группа набирается от 10 – 20 человек, то стоимость двухчасового занятия будет 100 рублей на человека.

2.Оплата по договору. Стоимость моего часа работы 600 рублей.

 
[1] Мы можем договориться на любое количество часов, опираясь на данную программу, попытаться ее скорректировать.